+7 (495) 230 04 07

safmar@safmar.ru

Развитие Еврейского музея и Центра толерантности

Цель программы:  

·              разработка программ по проблематикам толерантности, проведения на их основе лекций, семинаров, выставок для популяризации идей толерантности и гуманистических ценностей в обществе

·       создание и развитие научно-исследовательской базы музея

·              пополнение и поддержание экспозиции музея, обслуживание музея, организация временных выставок и мероприятий для проведения просветительской и образовательной деятельности.

 

Опи сание программы.

В сотрудничестве с Благотворительным фондом «САФМАР» Еврейский музей и Центр толерантности реализует ряд культурно-просветительских проектов, осуществляет проведение актуальных научных исторических исследований по истории еврейства, ведет разработку программ по проблематикам толерантности на территории России; проводит по их итогам конференции, семинары, исторические выставки, выставки современного искусства, социальных проектов. Фонд оказывает поддержку изданию научных работ, информационных материалов, поддержание и развитие научной и материальной базы Еврейского музея и Центра толерантности. В течение четырех лет в музее при поддержке фонда проводилась серия знаковых выставочных мероприятий, каждое из которых стало громким событием в культурной жизни столицы. В планах музея и фонда на 2020-2021 гг. – проведение ряда выставочных мероприятий; цикл литературных вечеров «Внеклассные чтения», во время которых прозу русских классиков будут читать российские звезды театра и кино; проведение тематических экскурсий по новым и действующим экспозициям и др.

 

Среди проектов фонда и музея в 2021 г.:

 

Выставка «Маленькое» искусство больших художников»

Выставка покажет более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других художников.

Эта выставка – собрание работ, которые обычно остаются в запасниках (в папках, на полках) после того, как для показа отобраны главные, «убедительные» предметы. Чаще всего на вернисажи не попадают вещи маленького размера, особенно если это только набросок или замысел композиции.

Но иногда маленький формат складывается в самую значительную часть наследия художника, сохраняя то, что о его даровании понимать важнее всего.

Выставка «“Маленькое” искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с наиболее понятной, вспомогательной функцией небольшого наброска. На примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников мы проследим движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.

Со смещением академического распорядка в искусство модернистов приходит новое значение неоконченного рисунка, легкость отсутствия сюжета. Об этом вторая часть выставки. Маленькие форматы бумаги (у нее в это время новый удельный вес) с большой ясностью передают ценные свидетельства: манеру и последовательность работы художника. Быстрый рисунок сохраняет движение руки (острое и очень точное у Бакста), а в акварелях Константина Сомова и без пояснения из его дневника видно, как скрупулезно художник работал даже над небольшим листком.

«Современная нам форма в искусстве – исследовательский институт», – так Казимир Малевич определил направление работы своего окружения. В Петрограде в 1924 году супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением. Следующая часть экспозиции – о пафосе авангарда, его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. На выставке будет представлена уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.

«Камерное» – последняя тема в контексте разговора о «маленьком» искусстве – возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.

Способность вместить в небольшой листок огромные человеческие переживания свойственна художникам, оказавшимся в 1930-е годы на периферии художественного пространства: Александру Шевченко, Павлу Басманову, Антонине Софроновой и многим другим.

Специально для выставки будет разработана программа для людей с разными типами инвалидности. Для слабовидящих и незрячих посетителей будут представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями для самостоятельного посещения выставки. Слабослышащие посетители смогут воспользоваться видеоэкскурсией на жестовом языке; также будут проводиться регулярные экскурсии с переводчиком для взрослых и детей. Кроме того, в рамках выставки музей подготовит экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.

Работы для выставки предоставили Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей-заповедник «Абрамцево», Государственный музей архитектуры им. Щусева, Музей-заповедник «Царское село» и другие музеи, а также частные собрания.

 

Выставка «Снег на траве. Юрий Норштейн. Франческа Ярбусова»

 В 2021 году исполняется 80 лет главному российскому режиссеру-аниматору Юрию Норштейну. Его фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавель», «Ежик в тумане» известны по всему миру, а выставки и лекции всегда привлекают самое активное внимание.

Выставка Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой, проходившая в ГМИИ имени Пушкина в 2005 году, дважды продлевалась музеем из-за большого потока посетителей. Уже сейчас известно, что к юбилею художника готовятся специальные мероприятия в разных форматах. Экспозиция будет составлена из подготовительных материалов к главным фильмам, а также включать в себя раздел, придуманный специально для выставки в Еврейском музее и Центре толерантности.

 

Выставка-инсталляция художницы Ирины Кориной

Отдельное внимание в выставочной программе будет уделено еврейским праздникам. Во время праздника Суккот 19 сентября в лобби музея будет создана инсталляция российской художницы Ирины Кориной.

Ирина Корина работает в жанре «тотальной», пространственной инсталляции, трансформируя стены, полы и потолки выставочных площадок. Сценограф по первому образованию, она создает объекты и инсталляции из фактурных материалов и тканей, вовлекая зрителя внутрь собственной реальности, похожей на абстрактные декорации воображаемого театра. С помощью обыденных бытовых материалов – баннерной ткани, поликарбоната, профнастила, пластика – Корина создаёт новые миры и одновременно погружает зрителя в повседневность, сталкивает быт и иллюзию, ожидания и реальность.

Советские мозаики, закрытые стенами евроремонта, клетчатые сумки челночников, линолеум «под паркет», пластик «под мрамор», камуфляжные ткани, магазинные витрины, гаражи-ракушки, искусственные цветы. Дешевая бутафория и кустарная эстетика в работах Кориной вскрывают противоречия, юмор и пафос национальной и культурной идентичности.

Работы Кориной находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного центра современного искусства (Москва), Saatchi Gallery (Лондон) и многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Специально для Еврейского музея Ирина Корина представит инсталляцию к национальному празднику Суккот - в виде традиционного шатра сукка.

Праздник Суккот обычно празднуется осенью: начинается Суккот на 15-й день еврейского месяца Тишрей и продолжается семь дней. Все это время принято жить в шалаше-сукке, в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода. В сукке едят и пьют, в сукку приглашают гостей и устраивают веселые праздничные трапезы, и даже спят тоже в сукке. Сукка должна иметь минимум три стены и крышу, покрытую сорванными ветками или стеблями растений. Однако, сукка — это временное жилище, и потому еврейский закон предписывает, чтобы крыша праздничной сукки изначально была не сплошной, а с небольшими прорехами: как объясняет традиция, сквозь крышу сукки должны немного проглядывать небо и звезды.

Инсталляция Ирины Кориной расскажет об истории и традициях праздника, в ней также будут проводиться образовательные мероприятия.

 

Выставка «Детство: от рождения до бар-мицвы»

Еще одним важным мероприятиям станет празднование Хануки. К 28 ноября в еврейском музее будет подготовлена выставка-интервенция в постоянную экспозицию, посвященную детству: от рождения до бар-мицвы.

В больших городах СССР традиционная еврейская культура постепенно исчезала, преемственность поколений обрывалась. В экспозиции музея будут представлены предметы, восстанавливающие быт маленького человека – от первых шагов, школьной жизни до религиозного совершеннолетия - бар-мицвы.

 Бар-мицву считают важнейшей вехой в жизни еврейского ребенка. Когда мальчику исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению. В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал Всевышний.

На выставке будет рассказано о еврейском образовании, месте ребенка в семье, ритуалах, особых еврейских традициях и различиях в воспитании в разных диаспорах.

 

Основные мероприятия и этапы:

·              Приобретение оборудования для здания музея

·              Приобретение мебели для офисов музея и хранилища фондов

·              Печать информационной полиграфии музея

·              Приобретение книг и экспонатов

·              Проведение выставочной деятельности

·              Проведение специальных мероприятий, лекций, семинаров, конференций

·              Обновление и изменение экспозиций музея, добавление новых элементов.

·              Проведение научных исследований

·              Создание и поддержание баз данных научной информации, архивов

Целевая аудитория: широкие круги общественности

Регионы проведения:  г.Москва

Ожидаемый социальный эффект:

·              Упрочение межнациональных и межконфессиональных отношений;

·              Формирование системы культурных и гуманистических ценностей;

·              Развитие идей толерантности и согласия.