+7 (495) 230 04 07

safmar@safmar.ru

Развитие Еврейского музея и Центра толерантности

Цель программы: разработка программ по проблематикам толерантности, проведения на их основе лекций, семинаров, выставок для популяризации идей толерантности и гуманистических ценностей в обществе; создание и развитие научно-исследовательской базы музея; пополнение и поддержание экспозиции музея, обслуживание музея, организация временных выставок и мероприятий для проведения просветительской и образовательной деятельности.

 

Опи сание программы.

Еврейский музей и Центр толерантности и Благотворительный фонд «САФМАР» реализуют совместную благотворительную программу, направленную на осуществление ряда культурно-просветительских проектов, проведение актуальных научных исторических исследований по истории евреев, разработку программ по проблематикам толерантности на территории России; проведение по их итогам конференций, семинаров, исторических выставок, выставок современного искусства, социальных проектов. Фонд оказывает поддержку изданию научных работ, информационных материалов, поддержание и развитие научной и материальной базы Еврейского музея и Центра толерантности. В течение четырех лет в музее при поддержке фонда проводилась серия знаковых выставочных мероприятий, каждое из которых стало громким событием в культурной жизни столицы. В планах музея и фонда на 2019 г. – проведение ряда выставочных мероприятий; цикл литературных вечеров «Внеклассные чтения», во время которых прозу русских классиков будут читать российские звезды театра и кино; проведение тематических экскурсий по новым и действующим экспозициям, проведение ремонтных работ в помещениях музея и др.

 

Среди проектов фонда и музея в 2019 г.:

 

Выставка «Бум! Бам! Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович»

Время проведения: февраль-апрель 2019 г.

 

14 февраля в Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка, посвященная связи эмоций и современного искусства. Выставка задумана как семейный проект, равно интересный и детям, и взрослым. Выстроенная как аттракцион, требующий от посетителей не знаний, а эмоционального вовлечения, она состоит из шедевров модернизма XX и XXI века, от кубизма до видеоарта. Здесь нет традиционной развески и экспликаций, а работы разных эпох, школ, стилей и направлений перемешаны и образуют единое пространство. Эта выставка – про универсальность искусства, про вечный диалог, в который нас вовлекают картины.

Каркас выставки составляют шедевры модернизма XX и XXI века работы Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой и Марины Абрамович, Альберта Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани. Среди работ — картины, фотографии, скульптуры, инсталляции, видеоарт, экспериментальная анимация. Но существуют они в неожиданном пространстве выставки-лабиринта, где, чтобы рассмотреть работу, нужно залезть на лестницу, зайти за ширму, пригнуться или заглянуть в шкаф. Выставку можно воспринимать как одну большую метафору постижения искусства: здесь можно буквально физически открывать для себя что-то новое, брать новые высоты и выходить за рамки привычного.

 

 

Выставка «Анна Франк. Дневники Холокоста»

Время проведения: зима-весна 2019 г.

 

Выставка будет посвящена молодым девушкам, которые вели дневники вовремя Холокоста. В ходе Второй мировой войны уничтожались сотни личных дневников евреев, в том числе детей и подростков, так как они были подлинными историческими документами и свидетельствами происходящих событий.

Еврейский музей осветит 6 дневников. Памятники времени создавались как в чердачных помещениях, где скрывались еврейские семьи во времена оккупации, так и в гетто, и в лагерях тех, кого обменивали на немецких военнопленных. Авторами дневников являются Анна Франк, Элен Берр, Ева Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманни, Рутка Ласкер.

На выставке «Анна Франк. Дневники Холокоста» текст, в котором самой важной составляющей является эмоция – страх, печаль, радость и счастье, а также первая влюбленность – будет полноправным участником экспозиции. Выдержки из дневников будут напрямую взаимодействовать с остальными материалами: фотографиями, артефактами, а также звуковыми инсталляциями, которые будут играть роль саундтрека каждого дневника, дополняя и расширяя пространство описываемых событий.

Основная задача выставки ­раскрыть тему подростковой травмы, памяти и взросления в период Холокоста на примере личных переживаний. Тяжелейшие события того времени насильно сделали героинь выставки взрослыми. Однако дневники каждой из девушек были наполнены обычными подростковыми желаниями и мечтами: катание на велосипедах, отнятых у детей немецкими солдатами, новые платья и венские пирожные.

 

 

Выставка «Праведники народов мира»

Время проведения: лето 2019 г.

 

На выставке будут представлены фотографии, документы, видеоинтервью, отрывки из дневников и воспоминаний, официальные бумаги мемориального комплекса Яд-Вашем - израильского национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Выставка будет включать 6 разделов, каждый из которых расскажет истории «праведников» - людей, спасавших евреев в годы Холокоста.

Первый раздел «В подвалах, ямах, на чердаках» расскажет о том, почему решение спрятать у себя евреев не всегда давалось легко. Помимо явной угрозы жизни, такой шаг нес большую финансовую и социальную нагрузку в непростое военное время. Евреям, скрывавшимся в таких убежищах, предстояло тяжелое испытание: им приходилось подолгу находиться в замкнутом пространстве, зачастую с незнакомыми людьми, постоянно испытывая страх быть найденными.

Следующий раздел «Вторая семья» будет посвящен историям приемных нееврейских семей, множество из которых уберегли детей от гибели, взяв их к себе на воспитание и представляя их как собственных детей. После войны еврейские благотворительные организации забирали таких воспитанников под свое покровительство и увозили в Израиль или США. Для детей это зачастую было повторением травмы расставания, поскольку они успевали привязаться к своим приемным родителями.

Третий раздел получил название «Под покровом церкви». Несмотря на официальное молчание лидеров христианских церквей, в том числе Ватикана, и игнорирование массового уничтожения европейских евреев, многие настоятели монастырей, священники, и руководители отдельных христианских учреждений открыли свои двери для укрытия евреев. 

Четвертый раздел выставки представит документы и экспонаты, свидетельствующие о существовании дипломатов и чиновников, нарушивших приказ. Создание гетто, конфискация имущества, организованная депортация евреев - все это требовало отлаженной работы бюрократической машины. Немцы нуждались в сотрудничестве местных властей на оккупированных землях. Большинство сотрудников чиновничьих аппаратов считали, что просто выполняют свою работу. Но среди них находились и те, кто понимал весь ужас происходящего, пытаясь в одиночку противостоять системе и нарушая прямые приказы своего начальства. Среди дипломатов, посольских комиссаров, и консулов (то есть представителей «свободных» государств на территориях оккупированных стран) также были смельчаки, готовые рисковать своей работой, привилегиями и жизнью ради спасения евреев.

Пятый раздел будет посвящен истории награды - почетному званию, присваиваемому с 1963 года представителям других народов, которые в период катастрофы спасали или содействовали спасению евреев. Согласно статье 9 принятого Кнесетом в 1953 г. закона «Об увековечении памяти мучеников и героев», одна из задач Национального института Катастрофы и героизма Яд ва-Шем — увековечение имен тех «праведников, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев». На 1 января 2018 года праведниками народов мира признано 26 973 человек.

Завершающий раздел выставки будет посвящен воссоединению спасенных и спасавших.

 

Выставка «Невавилонская библиотека»

Время проведения: осень 2019 г. – январь 2020 г.

 

В основе выставки будет представлена инсталляция – книжный шкаф с 1000 книг, которые журналист и литературный критик Анна Наринская считает важным прочесть. Особое ощущение комнаты, наполненной книгами, уходит в разряд ностальгических. Само понимание «книги» сегодня как бы разломлено надвое, разъединено на форму и содержание, которые дрейфуют в разные стороны.

Мы ежедневно ощущаем себя окруженными текстом. Речь идет не только о словесном шуме соцсетей, сайтов, мессенджеров и рассылок – все это и не предполагает никакой «книжности», хотя многим из нас ее заменило. Даже в новых бесконечных, как «Вавилонская» у Борхеса, библиотеках – электронных – «книжные» тексты, оказавшись отделенными от бумажных страниц, теряют многие свойства, изменяются. Пропадает самодостаточность, которая делала бумажную книгу и читающего ее человека идеальной парой. Но, при этом с бумажными книгами мы сегодня сталкиваемся тоже нередко. Но чаще всего они рассматриваются как как предмет дизайна. Залы библиотек оказываются «задником» модных съемок. Бумажные книги украшают интерьеры ресторанов и витрины модных магазинов, из них складывают объекты и инсталляции, совершенно не принимая в расчет их содержание.

«Невавилонская библиотека» – проект, снова сводящий вместе эти две составляющих того, что есть для нас «книга». Ее привлекательную предметность – тяжесть, блеск или матовость, цвет переплета, шелест страниц и их запах, ту атмосферу спокойствия и зачарованности, которая неизбежно настигает человека, оказавшегося в наполненной книгами комнате, в библиотеке. В месте, где все книги отобраны и прочитаны. Где книга и человек приближаются друг к другу на ближайшее расстояние – как телесно, так и душевно.

«Невавилонская библиотека» состоит – в прямом смысле слова – из книг прочитанных и отобранных литературным критиком Анной Наринской. Это ее «воплощенный» рекомендательный список, история ее отношений с книгами в одной тысяче томов. Помещение для этой библиотеки-выставки придумал Александр Бродский. Это закрытый павильон-вагончик, который устанавливается в большом помещении. Свет, звук, артефакты и сами книги (которые посетители могут брать в руки, листать, читать, переставлять в «своем» порядке) и составляют «невавилонскую» – то есть возможную для освоения и личного отношения библиотеку. И в то же время представляет собой памятник ей.

 

Выставка «Союз молодежи» ­­– совместный проект с Русским музеем

Время проведения: осень 2019 г.

 

 Идея выставки – открыть историю «Союза молодежи» и его влияние на авангардное движение первой трети ХХ в., через художественные работы и документы о его деятельности. Выставка расскажет о первостепенном значении «Союза молодежи» для формирования идей русского авангарда в 10-е гг. ХХ в., а также впервые представит работы художников, входивших в состав объединения, в контексте их взаимодействия друг с другом.

Концепция выставки будет строиться от художников, входивших в «Союз молодежи». Задача – показать наиболее важных для объединения участников – около 35 художников, составляющих «костяк» общества, и их работы, выстроить общую картину развития художественных идей объединения. Также на выставке будут представлены художники из Москвы, принимающие участие в выставках, и архивные материалы о них.

На выставке будет экспонироваться порядка 70 работ, выполненных в технике живописи и графики, а также архивные материалы.

 

Основные мероприятия и этапы:

·              Приобретение оборудования для здания музея

·              Приобретение мебели для офисов музея и хранилища фондов

·              Печать информационной полиграфии музея

·              Приобретение книг и экспонатов

·              Проведение выставочной деятельности

·              Проведение специальных мероприятий, лекций, семинаров, конференций

·              Обновление и изменение экспозиций музея, добавление новых элементов
Проведение научных исследований

·              Создание и поддержание баз данных научной информации, архивов

Целевая аудитория: широкие круги общественности

Регионы проведения:  г.Москва

Сроки действия программы: 2019 г.

Ожидаемый социальный эффект: упрочение межнациональных и межконфессиональных отношений; формирование системы культурных и гуманистических ценностей; развитие идей толерантности и согласия